Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Адрес Пермь Старцева 1а, Юрша 54, 56а
Сайт himnasy2.perm.ru
Приёмная +7 (342) 266–28–96
Почта Gimnaziya2@obrazovanie.perm.ru

История

q2.jpg

1.1.jpg


Своеобразная материальная и духовная культура сложилась в Пермском крае.
Она впитала все самое ценное из культур народов Прикамья: русских, коми - пермяков, татар, удмуртов, ханты, манси, марийцев, башкир и др.

Чтобы сохранить традиции этих народов, не растерять истоков было решено создать в гимназии школьный музей, посвященный быту народов Прикамья (конец XIX - вторая половина XX века).





1.2.jpgРешение создать музей возникло в 1992 году.
Сбор материалов, подготовка документации, оформление витрин заняли 7 лет. 17 мая 1999 года состоялась презентация музея.
20 февраля 2001 года было вручено свидетельство, которое определило статус музея - "Школьный музей ".

Экспонаты собраны учащимися школы, родителями, учителями и даже жителями поселка Садовый.
Вдохновителем являлась учитель истории Перевалова Людмила Константиновна.
Большую помощь в создании музея оказала администрация гимназии, сотрудники областного краеведческого музея.

Сегодня экспозиция насчитывает свыше 300 экспонатов, которые разместились в 11 застекленных витринах, на 3 стендах и 3 подиумах.









1.3.jpgЧрезвычайно важным предметом прядения в домашних условиях являлись прялки. На Среднем Урале их называли прясницами. В нашем музее широко представлены "составные" прялки, у которых сиденье и ножка с лопастью готовились отдельно. Крупные центры производства точеных составных прялок возникли по реке Обве в Пермском уезде и по реке Сылве в Кунгурском уезде. Обвинские прялки вырезались изящными и покрывались масляной краской. Лопасть с общих сторон украшалась цветочной росписью. Кунгурские прялки, имели толстую ножку и массивную лопасть с сережками. Их целиком раскрашивали, покрывали мелкими цветочками. Наибольшее распространение получил вид прядения на веретене.





1.4.jpgВ конце 19 века в центральной части Среднего Урала распространяются самопрялки. Сначала их завозили из Вятской губернии, а потом стали делать местные кустари по заказу и для продажи.
Русским знакомы были 2 вида самопрялок. Это стояк и лежак.
Предпочтение отдавали стояку, имеющему вертикальную конструкцию, благодаря которой прядильный прибор находился не сбоку, а выше колеса.

Такая прялка поступила в музей в конце 2000 года из Кунгурского района.













1.5.jpgПроцесс прядения и ткачества происходил в крестьянской избе. Ткачество повсеместно осуществлялось на станке, называемом кроснами. Основу кросен составляла рама, имеющая передние ноги с пришвицей и два задних стояка с навоем. Чаще всего в кроснах украшали блоки и набелки. На них иногда изображали солнечные розетки, древо жизни, фигуры конских голов. Один конец основы (ниток) превращавшийся в ткань закрепляется на пришвице, а другой закрепляется на навое. Во время ткачества, когда приводили в движение подножки, образовывался зев для прохода челнока, и закреплялся к пришвице с помощью берда.

Ткацкий станок передан в музей жителями Осинского района.





1.6.jpgНа ручных деревянных станках ткали холсты, пестреди, сукно, узорные ткани, которые шли на пошив одежды, изготовление скатертей, полотенец, пологов и т.п.

Домашнее ткачество было исключительно женским занятием.

В экспозиции представлены изделия, изготовленные на ткацком станке: полотенца, рушники, половики и т.п.















1.7.jpgМатериалом для одежды служили ткани домашнего производства: однотонные холсты из льна и конопли, узорные льняные пестряди и набойки.

В музее представлен праздничный костюм коми - пермяцкой женщины, изготовленный по старым мотивам с косоклинным сарафаном и рубахой.
Рубаха украшена вышивкой с геометрическим и растительным рисунком.
Такая вышивка носила обереговый характер. Обязательной деталью как мужского и женского костюма были пояса. Пояс играл роль не только как часть традиционного костюма, но и как оберег.

Женщины завязывали пояс на левой стороне, мужчины на правой.










1.8.jpgВ качестве материала для изготовления обуви использовали шкуры животных, дубленую кожу, реже мех.
Распространенной обувью были коты, их носили как мужчины, так и женщины в будни и праздники.

К ним пришивали ушки, чтобы привязывать к ноге веревкой.









1.9.jpgЖители деревень, да и почти весь небогатый люд городов носили лапти, сплетенные из древесного лыка.

С лаптями носили онучи, длинные узкие полоски ткани, ими оборачивали стопу и голень до колена и поверх обвивали ногу крест на крест длинными шнурками - гасниками.

Онучи делали только из среднего холста белого цвета.







1.10.jpgРусские крестьяне в середине 19 начале 20 века на среднем Урале пользовались в основном плетеной деревянной и керамической посудой собственного изготовления. Так, например, перед тем как начать выпечку хлеба, тесто растаивали в круглых и глубоких плетеных чашах - корноватках, заготовленное для выпечки тесто раскладывали на чисто выметенный под русской печи деревянной лопатой. Такой хлеб называли подовым.








1.11.jpgДолбленая, токарная, бондарная посуда выполнялась самыми старинными приемами. Из березовых наростов вырезали чашки, ковши, блюда, солонцы, ложки, часто при украшении посуды использовали мотивы животного мира. Считалось, что такая посуда будет служить оберегом от нечистой силы.












1.12.jpgРазнообразной по форме и назначению оставалась бондарная посуда. Бочки, кадки, лагуны, ушаты, ведра, жбаны, квашенки, лохани набирались из узких дощечек и закреплялись снаружи черемуховыми обручами. Их делали с вставным дном на ножках с крышками и носиками для слива. Бондари-посудники пользовались большим уважением на деревне.












1.13.jpgШироко использовали наши предки бересту, из которой изготовляли туеса. Интересно, что форма туеса у всех народов одинакова, различен только способ соединения наружного слоя бересты. В северном Прикамье соединяли преимущественно в замок - при помощи вырезов, а в Южном Прикамье сшивали корнем. Туеса делали повсеместно, но были на среднем Урале два крупных центра, где их украшали по-особому. В деревнях Чусовской волости Пермского уезда ежегодно изготовлялись до 100 тысяч туесов с тесненым орнаментом, а под Нижним Тагилом в Верхотурском уезде до 25 тысяч - расписными.












1.14.jpgШироко использовали наши предки плетеные изделия из лыка для различного назначения. Это и дорожные сумки, пестери, солонки.











1.15.jpgКерамическая посуда являлась продукцией местных гончаров. Это корчаги, горшки, чашки, латки, топники. Керамическая посуда широко применялась как для приготовления пищи, так и для ее приема.












1.16.jpgЧайник - самовар получил название благодаря своей функции - "сам варю". У каждого самовара есть труба для углей и поддувало для тяги, а помогал разогреться углям самовара обыкновенный сапог. Какие только формы не имели самовары: круглые, овальные, самовары прямые, напоминающие толстые столбы, многогранные, четырехугольные. Все самовары делились на два типа: самовары - чайники и самовары - кухни, похожие на большой чугунок, внутри которого жаровня (она наполнялась углями) и перегородки, делившие самовар на три отделения. В них можно было приготовить одновременно чай, и еще два блюда, например, сварить картошку и борщ. Были и прямоугольные самовары со съемными ножками. Это так называемые заплечные самовары, которые носили за спиной, словно рюкзак. Со временем самовар стал неотъемлемой частью каждого дома.

Подробнее с экспонатами музея можно познакомиться, посетив виртуальные выставки.